Настройка ралийных амортизаторов

Новости мира профессионального автоспорта, обсуждение этапов WRC, IRC, F1, национальных серий

Модератор: Yuriy STI

Настройка ралийных амортизаторов

Сообщение alex_555 » Ср сен 08, 2010 18:52

Что то я не мог определится с форумом, в автоспорт или в тюнинг.
Если что, извините, сами мы не местные :wink:

А еще мы ралисты-чайники.
Поставил RS&SP амортизаторы на Subaru GC8 а элементарных нюансов настройки понятия не имею. И что характерно google ничего толкового тоже найти не может. Секрет?

Амортизаторы самые простые из RS&SP, можно настроить величину хода (ну посадить машину выше-ниже) и одна настройка на сжатие и она же на отбой (18 позиций, заводская установка на 12ю позицию).
Проехался по кочкам, вроде супер. Трамплинов под рукой нет.

Вобщем вопрос, как менять настройки в зависимости от трассы?
По идее, чем ровнее дорога тем можно ниже сажать машину и тем жестче зажимать амортизаторы. А если дорога ровная но на ней трамплины? тогда ход пружин делать большим но не делать амортизаторы мягкими?
А если кочка на кочке? Тогда и слишком жесткая и слишком мягкая подвеска плохо?
А если снег-лед-болото? То тоже надо мягче делать амортизаторы? А для гравия-твердого грунта можно пожестче?

А есть ли смысл по разному настраивать перед и зад? Или это только для профессионалов?
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение bugren » Ср сен 08, 2010 20:25

2 alex_555: А у Вас какая подвеска? Для грунта или асфальта? Полностью винтовая или нет?
  • 0

bugren
 
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Ср окт 28, 2009 23:39
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Ср сен 08, 2010 22:21

Для грунта-гравия.
Винтовая? Ну там есть резьба на внешней стороне, две пружины и шайба которой пружины-высота регулируются.
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Ср сен 08, 2010 22:46

Но я вообще то спрашиваю про общие принципи ралийных настроек, где то ведь должна быть секретная инструкция для чайников? :roll:
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение bob_tm » Ср сен 08, 2010 23:23

1. Corner balancing. Для этого нужны весы под каждое колесо. Немного изменяя клиренс нам нужно добиться равных диагональных весов по углам машины. Т.е. ПП(переднее правое)+ЗЛ = ПЛ+ЗП. Машина должна быть в полной боевой загрузке.


2. Critical dumping. Амортизатор не меняет жесткость подвески - он меняет силу сопротивления сжатию или отбою. Если амик настроен на Critical dumping, то подвеска делает ровно одно колебание и останавлиается. Если сила амика меньше Critical dumping, то авто будет раскачиваться. Если больше, то наехав на первую кочку - подвеска сожмётся и до конца не разожмётся (быстро). Дальше ловим вторую, третью и пробой. Для большего зацепа рекомендуют 70% (на асфальте?) от силы critical dumping. Задача практически узнать critical dumping для ваших стоек и машины и в дальнейшем крутить настойки меньше этой величины.

3. Настройка поворачиваемости. В повороте выделяют 5 фаз. "Собирать" подвеску начинают с первой фазы и до пятой. Для каждой фазы есть табличка что крутить в случае андерстира или оверстира. Вот тут про фазы http://www.ozebiz.com.au/racetech/theor ... tune1.html

На трамплины и ровные дороги правильнее будет использовать пружины разной жёсткости.
  • 0

Аватара пользователя
bob_tm
 
Сообщения: 286
Зарегистрирован: Ср мар 28, 2007 17:36
Откуда: Луганск
Репутация: 0

Сообщение bugren » Чт сен 09, 2010 00:24

2 alex_555: Башмаки регулируются или нет?

2 bob_tm: Но есть еще и ход амортизатора, и он регулируется гайками пружины (пружину "типа" поджимаем, ход на сжатие увеличиваем, отпускаем уменьшаем). 2/3 от хода амортизатора должно быть на сжатие и 1/3 на отбой.

+1 за развитие темы, может наши гуру тюнинга или приближенные к ралистам люди откликнулся и поделятся мыслями.
  • 0

bugren
 
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Ср окт 28, 2009 23:39
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Чт сен 09, 2010 00:46

Corner balancing. Для этого нужны весы под каждое колесо. Немного изменяя клиренс нам нужно добиться равных диагональных весов по углам машины. Т.е. ПП(переднее правое)+ЗЛ = ПЛ+ЗП. Машина должна быть в полной боевой загрузке.

А не получится при этом так что правая сторона будет например выше левой? Это типа нормально?

Critical dumping. Амортизатор не меняет жесткость подвески - он меняет силу сопротивления сжатию или отбою.

А разве одно не влияет на другое? Что такое жесткость подвески? жесткость подвески = Жесткость пружин+жесткость амортизатора (сила сопротивления сжатию/отбою)?

Если амик настроен на Critical dumping, то подвеска делает ровно одно колебание и останавлиается. Если сила амика меньше Critical dumping, то авто будет раскачиваться. Если больше, то наехав на первую кочку - подвеска сожмётся и до конца не разожмётся (быстро). Дальше ловим вторую, третью и пробой. Для большего зацепа рекомендуют 70% (на асфальте?) от силы critical dumping. Задача практически узнать critical dumping для ваших стоек и машины и в дальнейшем крутить настойки меньше этой величины.

Но ведь одно колебание или 2 зависит также от высоты кочки, скорости и т.д. То есть все равно приходим к моему вопросу - как менять настройки в зависимости от дороги.

Надо настраивать так чтоб не было пробоев и не раскачивалась? Но думаю что тут еще не вся хитрость. Можно же просто растянуть пружины на максимальную высоту и зажать амортизаторы по максимуму - не будет ни пробоев ни раскачек. Но это еще не значит что машина поедет зашибись - ведь она может начать прыгать по этим кочкам как ненормальная.
Опять же, я подозреваю что для льда и для сухого грунта нужны разные настройки, для льда помягче чтоб машина не теряла сцепления?

Настройка поворачиваемости. В повороте выделяют 5 фаз. "Собирать" подвеску начинают с первой фазы и до пятой. Для каждой фазы есть табличка что крутить в случае андерстира или оверстира. Вот тут про фазы http://www.ozebiz.com.au/racetech/theor ... tune1.html

Интересно... Это что получается, например, если сделать перед мягче а зад зажать? Что на входе в поворот (на торможении) будет избыточная поворачиваемость а на выходе на разгоне наоборот недостаточная?
То есть вот такая разная настройка как раз и позволяет настроить машину кому как нравится?
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Чт сен 09, 2010 00:49

Башмаки регулируются или нет?

Эээ, а это шо?
Наверно нет.

Но есть еще и ход амортизатора, и он регулируется гайками пружины (пружину "типа" поджимаем, ход на сжатие увеличиваем, отпускаем уменьшаем). 2/3 от хода амортизатора должно быть на сжатие и 1/3 на отбой

И это не зависит от дороги, ровная или ямы и трамплины?
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение bob_tm » Чт сен 09, 2010 10:13

Разница в высоте будет несколько мм. Это как шкаф ровнять, подкладывая кусочки фанеры под углы :)

Жесткость подвески = жестоксть покрышки + жесткость пружины + жесткость газового подпора в стойке. Крутилки никак не влияют на жесткость газового подпора :)


Физику помнишь? Частота колебаний пружинного маятника (подвеска) от жесткости пружин и массы груза. На сжатии это масса авто, а на отбое это масса неподрессорных мас :)

другое дело что сила амика зависит от скорости штока и длины хода штока (поидее за вас уже все сделали).

Насчет статического сжатия пружины - не знаю как на гравии. Я бы делал минимальный преднатяг - чтобы при вывешивании пружина не слетала со своих посадочных мест. Информация о преднатяге может быть в мануале.

Да, именно это и есть точная настройка под трассу. Для этого и нужны раздельные регулировки стоек. Но это будет работать при правильно подобранных пружинах и стабах (когда поведение машины уже предсказуемо)

Да, я там пропустил один важный момент. Rake - отншение переднего и заднего клиренса. Поднимая или опуская ось мы меняем баланс авто на дуге. Отношение жесткости пружин (и стабов) спереди и сзади отвечает за баланс машины на дуге. Точную настройку проводят подбирая разностью клиренса перед/зад. Делать это нужно перед corner balancing
  • 0

Аватара пользователя
bob_tm
 
Сообщения: 286
Зарегистрирован: Ср мар 28, 2007 17:36
Откуда: Луганск
Репутация: 0

Сообщение bugren » Пт сен 10, 2010 00:07

bob_tm писал(а):Насчет статического сжатия пружины - не знаю как на гравии. Я бы делал минимальный преднатяг - чтобы при вывешивании пружина не слетала со своих посадочных мест. Информация о преднатяге может быть в мануале.

Но по факту у винтовой подвески преднатяг пружины то не изменяется :)
Подкручивая гайку под пружиной ты меняешь положение штока в самом амортизаторе (отсюда и клиренс) и только.

alex_555 писал(а):И это не зависит от дороги, ровная или ямы и трамплины?

Да, это как аксиома :)
  • 0

bugren
 
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Ср окт 28, 2009 23:39
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Пт сен 10, 2010 12:50

Разница в высоте будет несколько мм. Это как шкаф ровнять, подкладывая кусочки фанеры под углы :)

Понятно. Правда у меня все равно негде машину взвешивать...

Жесткость подвески = жестоксть покрышки + жесткость пружины + жесткость газового подпора в стойке. Крутилки никак не влияют на жесткость газового подпора :)

А как же масло? Насколько я помню, газ в газовых амортизаторах исключительно для того чтоб масло не вспенивалось. А так они только называются газовыми, рабочее тело то там все то же масло. И крутилки как раз влияют на то как масло просачивается.

Физику помнишь? Частота колебаний пружинного маятника (подвеска) от жесткости пружин и массы груза. На сжатии это масса авто, а на отбое это масса неподрессорных мас :)

Помню конечно. Только амортизатора там не было. А тут есть, и частота колебаний от него тоже зависит.

Насчет статического сжатия пружины - не знаю как на гравии. Я бы делал минимальный преднатяг - чтобы при вывешивании пружина не слетала со своих посадочных мест. Информация о преднатяге может быть в мануале

Нету в моем мануале ничего кроме установки и разборки для почистить.

Да, именно это и есть точная настройка под трассу. Для этого и нужны раздельные регулировки стоек. Но это будет работать при правильно подобранных пружинах и стабах (когда поведение машины уже предсказуемо)

Понятно, слегка. Ну пружины у меня шли в комплекте. И поведение машины мне вобщем то нравилось, до сегодняшнего дня.
Ездил на гравийной и асфальтовой резине - нормально. Сегодня поставил зимнюю хакапелиту и страшно ездить даже на 100км/час. Машина плавает, водит как по воде или как на спущеных колесах. :shock: Хотя я раньше на этой хакапелите ездил на WRX - понятно что зимняя резина не летняя но такого беспредела не было. Тоесть похоже что такой глюк только на этих пружинах-амортизаторах...
С чем это может быть связано?

Да, я там пропустил один важный момент. Rake - отншение переднего и заднего клиренса. Поднимая или опуская ось мы меняем баланс авто на дуге. Отношение жесткости пружин (и стабов) спереди и сзади отвечает за баланс машины на дуге. Точную настройку проводят подбирая разностью клиренса перед/зад. Делать это нужно перед corner balancing

Ясно - техника сложная. Надо тестовый трек и дядю Васю с разводным ключем :roll:
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Пт сен 10, 2010 12:57

Но по факту у винтовой подвески преднатяг пружины то не изменяется :)
Подкручивая гайку под пружиной ты меняешь положение штока в самом амортизаторе (отсюда и клиренс) и только.

Ну да, вроде так у меня и работает..
Значит если я регулирую клиренс то полюбому меняется пропорция - 2/3 от хода амортизатора должно быть на сжатие и 1/3 на отбой.
А клиренс на ямах занижать как то не хочется...

Кстати, измерить эту пропорцию не снимая амортизатор не получится (я думаю у меня где то примерно так и стоит но хочется проверить)?
На отбой то можно поддомкратить машину до отрыва колеса от земли и замерить насколько поднялась машина? А на сжатие? Нагрузить картошкой? :wink:
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0

Сообщение bugren » Сб сен 11, 2010 00:01

2 alex_555: У меня к-спорт, у него еще регулируется по высоте башмак который крепится к кулаку, т.е. с клиренсом проблем у меня нету, могу делать любой.

У нас есть ход штока (ход штока это разница длины штока в сжатом положении и разжатом) это N мм, значит мы от N 2/3 должны оставить на сжатие, и 1/3 на отбой. Это значит, что когда мы опустим машину (только так можно точно проверить) и с ямы будем пробовать мерять, то 2/3 от хода штока будут сверху для сжатия, а 1/3 будет в амортизаторе.

Когда амортизаторы уже на машине, то подняв машинку ход штока можно увидеть не грязной частью на нем. Дальше мерять, считать, поджимать, проверять на яме.
  • 0

bugren
 
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Ср окт 28, 2009 23:39
Репутация: 0

Сообщение alex_555 » Пн сен 13, 2010 02:17

Ясно, буду пробовать...
  • 0

alex_555
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 21:07
Репутация: 0


Вернуться в Профессиональный автоспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21